Среда, 15.05.2024, 07:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Аватары и анимация на GIFr.ru

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ I СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Воспитание здорового поколения - это главная проблема всего человечества. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Более 80% школьников имеют те или иные заболевания. И только 10% выпускников школ можно назвать здоровыми.

Какую роль в этом процессе играем мы – учителя?  Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важный труд воспитателя».  [1] Значит это наш с вами труд – труд учителей, классных руководителей. От нас зависит здоровье детей.

 Первое на что нужно обратить внимание – это, конечно же, на помещение. Обучение должно проводиться в светлом, хорошо и часто проветриваемом помещении.

Второе – это формирование здорового образа жизни. Мы учителя начальных классов можем активно формировать здоровый образ жизни своих учащихся непосредственно на уроках. Рассмотрим один из методических приёмов - оздоровительные минутки на уроках. Например, решаем задачу: «Спортсмен прыгнул в высоту на 2 м 35 см, это на 49 см выше его роста. Какого роста был спортсмен?», и тут же проводим беседу о пользе спорта в сохранении и укреплении здоровья. Или решая задачу о мёде, беседуем с учащимися о пользе мёда для растущего организма ребёнка. Способствуют укреплению и сохранению здоровья физкультминутки, утренняя гигиеническая зарядка, уроки физической культуры.

Но я хочу привлечь внимание учителей к часто и длительно болеющим детям. Как им помочь? Раньше в школах были классы компенсирующего обучения. Сейчас их в наших школах нет.

Некоторые учителя скажут: «Извините, а причем собственно здесь мы? Пусть школьный врач занимается проблемой выздоровления ребенка!» И будут не правы!

Несомненно, основную роль в оздоровлении маленького пациента играет система детского здравоохранения. Но уже после выписки из больницы ребенок попадает в те же социальные условия, которые были и до болезни - начинает посещать школу. Я думаю, что каждый из нас должен знать госпитальную педагогику. А что же это за педагогика? Госпитальная педагогика - это специальное направление в педагогике, главной задачей которой является реабилитация и адаптация больных детей в школе. В Европе ещё в 1919 году была создана Ассоциация госпитальной педагогики. Я сама с ней познакомилась 10 лет назад, когда мой собственный ребёнок провёл несколько месяцев в больнице.  В ней имеются свои специфические методические и дидактические приемы обучения.

Медико - психолого - педагогическая реабилитация больного ребенка включает: 1) лечение ребенка в больнице или дома; 2) обучение ребенка в больнице; 3) психолого - медико - педагогическую коррекцию; 4) помощь родителей; 5) помощь социальной службы; 6) обучение ребенка на дому; 7) адаптацию ребенка в общеобразовательной школе.

В больницах детей обучают учителя, которые приходят из обычной школы, и обучают, не соблюдая принципов госпитальной педагогики. Поэтому дети, вернувшиеся в школу после болезни, не успевают восстановиться, отстают в учебе. У ребёнка появляется повышенная утомляемость, неустойчивость внимания и пропадает желание учиться.

Кто же должен помочь этим детям? Конечно же, учителя, психологи, школьные врачи.

И я хочу обратить внимание учителей на некоторые аспекты этой работы. Прежде чем выбрать методику работы, определить интенсивность занятий и их длительность, педагог должен узнать диагноз, специфику заболевания. Познакомиться с назначениями и рекомендациями врача. Уточнить сроки, которые потребуются для реабилитации. Проанализировать режим дня ученика.

Следует учитывать учителю и индивидуальные особенности этих детей. Например, дети, перенесшие тяжелые нервные заболевания, страдающие ревматизмом, туберкулезной интоксикацией и т.п., нуждаются в индивидуальном подходе. У таких детей истощена нервная система, они быстро устают, раньше выключаются из занятий и начинают заниматься посторонними делами. В таких случаях не стоит призывать ученика к порядку, более разумно предоставить ему короткий отдых, поручив выполнить какое-либо задание. Таким учащимся показано сокращение продолжительности учебных занятий в отдельные дни и предоставление дополнительного отдыха в середине недели (лучше в четверг) при условии правильной организации режима этого дня. А ребенку с хронической патологией органов пищеварения необходим облегченный режим дня, ему не следует давать дополнительных заданий и поручений. И, несмотря на отставание в обучении, не следует форсировать сам процесс обучения. Наоборот, желательно индивидуально поработать с ребенком, вспомнить уже пройденный материал, а затем приступить к освоению новых тем. Не бойтесь, дети так же, как и взрослые, во время болезни становятся намного чувствительнее и восприимчивее, они значительно сильнее реагируют на внимание окружающих и адекватно воспримут вашу поддержку и помощь, быстро наверстают пропущенный материал.

Как же организовать медико - психолого - педагогическую коррекцию? Сначала нужно организовать индивидуальные консультации по предметам. Важно также проследить какую нагрузку переносят дети после болезни на уроках физкультуры. Следует помнить, что физические упражнения, подвижные игры, а затем и занятия спортом при соблюдении принципа постепенности и последовательности содействуют выздоровлению больного ребенка. Одновременно с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечнососудистой системы, органов дыхания и всего организма ребенка в целом. Нужно поддерживать тесную связь с родителями, что поможет организовать правильный режим домашних занятий.

Настоящий учитель стремится прививать своим ученикам умения сохранять и укреплять свое здоровье, предвидеть ситуации, угрожающие здоровью. Для этого учитель должен помнить основные принципы госпитальной педагогики:

- знай диагноз и состояние здоровья больного ребенка,

- не навреди больному ребенку учебными нагрузками,

- планируй индивидуальные занятия с выздоравливающим ребенком,

- помоги ребенку освоить учебный материал,

- помоги восстановить здоровье.

Ведь действительно проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение». Еще А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». [2]

 

Литература:

1. В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям» — изд. 4-е — Киев: Радянська школа, 1973. — 51 с. [1]

2. Шопенгауэр А. « Афоризмы житейской мудрости». Калининград, 2001. [2]

3.«Что такое госпитальная педагогика?», Е.А. Бабенкова, Институт возрастной физиологии РАО, Лаборатория физиолого-педагогической диагностики и коррекции трудностей в обучении, г. Москва, [Электронный ресурс] http://vsem-mirom.narod.ru/together/conf1_511.htm (дата обращения: 05.10.2008)

Категория: Мои статьи | Добавил: Lubov (09.08.2015)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру

PR-CY.ru
Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz