Среда, 15.05.2024, 18:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Аватары и анимация на GIFr.ru

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие интереса к чтению у учащихся первой ступени через различные формы деятельности

      Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в начальной школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.  Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, так как чтение является фундаментом всего последующего образования.
                   Но сейчас новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению.
         Учителя, да и многие родители тоже не довольны тем, что их дети не любят читать. Заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.
     Для этого нужно организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении. У Чуковского К. И. есть формула: «Игра – творчество – развитие». Задача учителя – создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика. Решать эту задачу я начинаю с 1 класса, целенаправленно создавая атмосферу сотворчества взрослого и ребенка.
           Большую роль в развитии интереса к чтению, в становлении ученика-читателя играет учебная и внеучебная деятельность учащихся. 

         И теперь, когда достигнуты заметные успехи на протяжении нескольких моих выпусков, я могу поделиться с коллегами и некоторым опытом своей работы. Работала я и по серии книг для чтения «Свободный ум», и по книгам «Родная речь»   Уроки строятся в форме эвристической беседы. Первоклассник познаёт себя и мир вокруг. Структуру уроков чтения я пересмотрела так, что дети стали очень активными, полюбили чтение, увлеклись им. В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению использую основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой:

  • принцип учета сензитивных периодов развития;
  • принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
  • принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;
  • диалогический принцип.                                                                                                                                    Стараюсь при подготовке к уроку учитывать все особенности читателей младшего школьного возраста: эмоциональность, отождествление художественного мира и реального, наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали, способность ребёнка жить в образе, отсутствие реакции на художественную форму.                                                                                                                                                          С первых уроков начинаю учить своих первоклашек тому, чему они пока не были обучены: разгадывая загадки, предлагаемые книгами, вглядываться, вдумываться, выстраивать догадки, обращаясь непосредственно к тексту книги, то есть к их чтению. Сначала текст читаю им сама, но очень скоро они это делают самостоятельно. Так уроки обучения грамоте становятся органической частью обучения первоклассников чтению книг – занятию для детей с каждым днем все более интересному и желанному. В дальнейшем на своих уроках использую разные методы и виды работ, чтобы дети читали с интересом. Учу детей читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить, читать-творить. Дети должны знать, что на уроках литературного чтения они не только будут анализировать произведение, делать общий вывод о нём и его основной идее, но и то, что все их переживания, образы, мысли и воспоминания, рождающиеся у них в процессе чтения, не останутся на уроке без внимания (даже если они и не совсем созвучны позиции автора).                                                                                                                         В своей работе пользуюсь системой Е. Н. Ильина (Санкт-Петербург): "Преподавание литературы как предмета, формирующего человека", основой которой является преподавание литературы как искусства.
Для меня урок литературного чтения — это:
— урок - общение, а не просто работа;
— это искусство, а не только учебное занятие;
— это жизнь, а не предмет в расписании.
Стараюсь как и Ильин  следовать закону "Трёх О":
— Очаровать книгой;
— Окрылить героем;
— Обворожить писателем;
  
Иду к ребятам не только с темой урока, а с проблемой, поскольку каждое художественное произведение, входящее в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. На уроках создаю такие ситуации, когда ученик должен постоянно думать и чувствовать и делать выводы. Всем известно, что лучший способ понять — это додуматься самому.
    
На таких уроках дети чувствуют себя хозяевами и творцами, т. е. они не боятся высказать свое мнение по поводу чтения товарища, дать совет. А как им хочется быть на уроке в роли учителя (при этом добиваюсь от учеников доброжелательного тона по отношению к товарищу, умения подмечать не только ошибки, присутствия постоянного сопереживания между учащимися). Ребята любят уроки чтения, активно готовятся к ним, так как каждому хочется испытать эти элементы управления (если можно так сказать) на уроке. А для этого им необходимо не только владеть техникой беглого чтения, но хорошо знать содержание текста, выразительно читать его и т. д. Вот небольшой фрагмент урока по теме «Стихи русских писателей об осени». Дети знакомятся со стихотворением А. С. Пушкина « Осень». В беседе перед чтением рассказываю детям, что поэт любил родную природу: красоту рек, полей, лесов в разные времена года и посвятил ей много своих произведений. При повторении темы у доски работают сильные ученики: одному дано задание, записать слова: багрец, сени, мгла и т. д., второму составить план, т. е. разделить стихотворение на  части, записать план на другой доске. Часто провожу конкурсы чтецов.  Небольшое стихотворение вызываю читать двух учеников. Они читают одновременно. Класс делится на две группы. Каждая группа оценивает одного из учащихся. Дети комментируют чтение товарища: «Ваня, ты неплохо прочитал, но увлекся беглостью, прочитал быстро, а надо бы читать неторопливо...».    — Можно, я попробую,— часто приходится слышать на уроке, и дети пробуют, читают, обсуждают, стараются интонацией голоса выразить настроение автора.

     Или: звучит музыка П. Чайковского «Времена года» (апрель); дети на фоне этой мелодии слушают стихотворение В. Жуковского «Жаворонок», затем читают его про себя, готовятся к выразительному чтению. А когда мальчик прочитал очень глухо, тяжело строчки: «Я здесь пою приход весны...» ребята посоветовали читать звонко, голосисто, легко и радостно. В конце урока учащиеся прослушали романс М. Глинки «Жаворонок».     Иногда, если первый раз стихотворение читаю сама, прошу детей закрыть глаза и представить картину, которую вызывает у них это произведение. После чтения они словесно описывают, то, что удалось им представить. 

      Наиболее распространенным видом работы на уроке чтения является рассказ учителя, который должен быть ярким, эмоциональным и понятным для детей, затрагивающим их сердца, пробуждающим их чувства. Его не следует перегружать фактами, сложными терминами. Он не должен быть большим по объему. Хорошо такой рассказ чередовать с беседой. Учитывая психологию младшего школьника, добиваюсь активного сознательного участия каждого на уроке, чтобы дети как бы были участниками обсуждаемого, переживали за судьбу героя.  Готовясь к урокам, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы ребенок активно, творчески   мыслил   в   течение   всего   урока. Если это опрос, значит, вопросы и задания    подбираю    такие, чтобы ученику  пришлось сравнивать. Например: «Чей план из написанных на доске более удачный? Какой пункт в нашем плане вам кажется главным, основным? Докажите это. А чему можно научиться  из этого рассказа?» И т. д. 

                     Я стараюсь, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открывать что-то для себя новое, ранее незамеченное, сосредотачивали свое внимание на главном, важном. Это является хорошим, средством достижения сознательного чтения.                          На каждом уроке чтения использую доску. Работа по совершенствованию навыка чтения предполагает выделение в новом тексте слов, которые по своему значению могут оказаться трудными для учащихся. Эти слова, как правило, выписываю на доске с графическими пометками, усвоенными детьми.   

     Уроки чтения у меня всегда тесно связаны с другими уроками (русского языка, природоведения, музыки, рисования, математики). Например, изучая произведение А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …»,  я использую музыку композитора Н. А. Римского – Корсакова. Дети сравнивают музыку «Полёт шмеля» и отрывок о полёте шмеля в стихах Пушкина, прослушивают три чуда Римского – Корсакова. Ребята определяют, что общего в музыке и в стихах о трёх чудах. Прошу передать с помощью рисунка характер героя. На своих уроках использую сложный вид работы – драматизация, экранизация литературных произведений.

    При использовании приёма драматизации на уроках чтения нужно иметь в виду, что существуют формы драматизации различной сложности, развивающие творческую деятельность детей, которые следует вводить постепенно, всё, более усложняя их с учетом возрастных особенностей учащихся и целей урока. Это анализ иллюстраций с точки зрения выразительной мимики и пантомимики, изображенных на них героев; постановка индивидуальных и групповых «живых картин», подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности, чтение по ролям, драматизация развёрнутой формы.       Особенно нравятся учащимся и такие виды деятельности как театр – экспромт Рис. 2, с Великим – запросто (методика Н. Е. Щурковой).


Рис. 2 Театр экспромт по сказке С.Я.Маршака "Теремок"

Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, позволяет не быть актёром, и дети с интересом участвуют в нём. Общаясь с Великим – запросто, ребята общаются с ним на равных, как бы игнорируя, что Великий жил в другом веке, в другой эпохе. Например, письмо Виктору Драгунскому.

Уважаемый, Виктор Драгунский!                                                                                                              Мне очень понравились написанные Вами рассказы. Особенно «Англичанин Павля», «Кот в сапогах», «Дымка и Антон», «Независимый Горбуша». В этих произведениях есть смешные моменты и поучительные.

   У меня есть такой вопрос: в своих рассказах Вы пишите о детях и животных, значит, Вы их любите?

          Творческое умение ребенка — это, в сущности, способность сделать какое-то новое для себя открытие, пусть и незначительное, и для кого-то не новое.  Поэтому на разных этапах урока чтения широко использую упражнения и задания творческого характера. Даю детям право выбора домашнего задания. Многие дети выбирают творческое задание: не просто пересказать произведение, а составить творческий пересказ или поработать «авторами учебника» - составить свои вопросы к тексту. Через творческие задания активизирую мыслительную деятельность детей, развиваю их образное мышление. Научившись на уроках чтения пользоваться набором средств в нетекстовой информации (обложка, титульный лист, форзац, оглавление), дети с интересом занимаются творчеством - выпускают свои книжки-малышки. Рис. 3


Рис. 3 Книжка - малышка

 Познакомившись с языковыми средствами: сравнение, эпитет, олицетворение, с художественными особенностями сказок, их структурой, сочиняют свои сказки, дают им характеристику. Например, сказка «Принцесса».
                                             Принцесса
         Жила- была Принцесса. Она очень боялась темноты. Однажды ночью к ней прилетела прекрасная Фея. На ней был серебряный плащ с голубыми звёздами. Она взяла Принцессу за руку, и они полетели над ночным  спящим королевством. Принцесса увидела, что ночь так же красива, как и день. На прощание Фея-ночь подарила ей радостные сны. С тех пор принцесса не боялась темноты.
    Выполнение творческих заданий ускоряет процесс перехода знаний в умения и навыки, пробуждает интерес к чтению.                                                                                                                
      Учащиеся имеют тетради (или блокноты) для записей, рисунков. Записи в тетрадях дисциплинируют учащихся, вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть более внимательными к чтению текста, к предложению, словосочетанию, самому слову. Обогащается словарь детей, так как незнакомое слово не только читается, но и записывается. Демонстрирую всему классу, например, удачный рисунок, план или словарь по данной теме: «Как удачно к данному тексту составлен дома план Сашей!» Или: «Спасибо, Яна, твой рисунок нам помог глубже разобрать содержание!» Или: «Молодец, Дима, ты отлично научился кратко выражать основную мысль рассказа».
     Постепенно все дети втягиваются в эту работу. И к концу  обучения в таких тетрадях можно прочитать собственные впечатления о прочитанном, увидеть рисунки с записями и картинки с любимыми стихами и баснями, пословицы и поговорки, рекламу своего любимого произведения, образные выражения и даже стихи собственного сочинения.

Вредные советы:

Чтобы в школу не идти,
Легко причину тебе найти.
Скажи, болит живот иль голова,
И тебе поверит вся семья.

 Не чисти зубы по утрам,
Ни к чему они тебе.
Пусть их кариес разрушит.
Будет нечего лечить,
Не надо будет к стоматологу ходить,
Деньги попросту платить.
Лучше сотовый купить.
        Автор ученик 4 класса Довгун Иван.    
         Поддерживать такой интерес помогают частые выставки тетрадей, рисунков.
Бесспорно, на непосредственное чтение учащимися должно уходить на уроке 30— 35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить. Многие учителя могут задать вопрос, где взять время и на разбор содержания, и на записи и рисунки, и на использование ТСО и различных карточек-заданий, и т. д. Время, если его рационально использовать, есть.
          Большую пользу в работе над текстами произведений оказывают вот такие опорные таблицы-задания.

Задание

     1. Прочитай стихотворение.
     2. Подумай, какие чувства автора  в нем выражены? Чем можно объяснить эти чувства?
     3. Какими образными словами автору удалось выразить чувства?   Какие из  них тебе особенно нравятся?
     4. Подумай, какие картины можно нарисовать к этому стихотворению.
      5. Приготовься к выразительному чтению.

Задание

     1. Разбей рассказ на части. Мысленно нарисуй картинку к каждой части.
      2. Озаглавь каждую часть. Запиши заголовок.
      3. Приготовься   по   плану   связно   пересказать  прочитанное,    используя    яркие    выражения    из текста.
     4. Кратко перескажи прочитанное.

Задание

     1. Внимательно прочитай рассказ. Выбери яркие слова и образные выражения. Приготовься объяснить их.
     2. Приготовься  ответить на  вопросы  в конце рассказа.
     3. Определи главную мысль прочитанного.

Задание

     1. Прочитай внимательно текст. Определи главную мысль.
     2. Попытайся представить прочитанное.
     3. Дай свою оценку героям рассказа и событиям.
     4. Приготовься  безошибочно выразительно  читать, соблюдая паузы и ударение.

Задание

     1. Прочитай   внимательно.   Выбери   из   текста сравнения, образные выражения, употребленные в переносном смысле.
     2. Подумай, почему автор использовал их?
     3. Подбери к данным словам синонимы.
     4. Какие кадры можно изобразить к сценарию этой басни?
     Пользуюсь я ими уже много лет, обновляя из года в год. Немало у меня индивидуальных опорных карточек и перфокарт для работы по чтению с сильными, хорошо читающими, и слабыми учащимися.
        Дети заняты на уроке, всем интересно.
 Учащиеся 3-4 классов часто сами готовят сообщения о писателях и поэтах. Иногда на уроке рассказываю об авторе произведения только часть материала, а остальное прошу учащихся самостоятельно  найти и подготовить к следующему уроку. Для этого дети используют материал книг и интернета.
          Интересный этап урока -  внеклассное чтение. Обычно к ним дети готовятся самостоятельно (подбирают книги, материал о писателе, проводят литературные викторины, игры и т. д.). Это на данном этапе урока  дети любят проводить минутки «свободного чтения».   Отрывок   незнакомого   текста  дети по моему сигналу читают каждый своему соседу, правильно выговаривая шепотом слова, выдерживая паузы и т. д. По сигналу чтение прерывается, ученик кратко излагает также в полголоса основное содержание прочитанного. Затем дети обмениваются ролями, читавший ранее теперь следит за чтением соседа, слушает его. Дети сами оценивают чтение друг друга. Учащиеся очень любят эти минутки. Вначале меня пугал шум, затем он стал умереннее, возможно у меня изменилась на это реакция. Зато у учеников повысилась активность, пробудился интерес, а главное, они поняли, какую пользу приносит выработка беглого, осознанного чтения. Ведь классы по-прежнему большие, и всех за урок в любом случае не опросишь. Теперь я не боюсь это проводить еще и потому, что атмосфера в коллективе доброжелательная, у детей появилась какая-то самостоятельность, ответственность за состояние навыков чтения не только самого себя, но и товарища. Иногда на дом задаю детям незнакомый текст, т. е. следующее произведение.
      Чтение — это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое чтение, а чтение осознанное. Над этим сейчас мы и работаем. Главное в этой работе — добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребенка, хорошо знать индивидуальные особенности всех учащихся. Необходимо следить за продвижением каждого из них, вовремя заметить возникающие трудности, всячески поддерживать все положительные усилия ребенка. Только творческий, новаторский подход в этом вопросе даст желаемые результаты в обучении правильному беглому, сознательному и выразительному чтению, сформирует внутренние мотивы, побуждающие обращаться ребёнка в мир книг.
      Приобщить детей к ценностям культуры, к искусству слова мне помогают библиотекарь и родители. Именно семья сегодня становится центральным социальным институтом по поддержке чтения в стране. Поэтому необходимо просвещать родителей в вопросах о роли книги в воспитании детей, о возрождении традиций семейного чтения, о ценности чтения, как старта личностного развития ребёнка и его творческой самореализации. Начиная с 1 класса, я привлекаю к сотрудничеству родителей. На первом родительском собрании веду разговор о роли семейного чтения в становлении личности маленького читателя. Как правило, под семейным чтением подразумевают чтение вслух. Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребёнок, не умеющий читать, приобщается, таким образом, к книге. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребёнка момент совместного действия, сопереживания. Кроме того, доказано, что если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь. Чтение вместе – это также общение, от дефицита которого так страдают современные дети. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
     На первом же родительском собрании каждому родителю вручаю памятки;
первая впоследствии поможет ребенку правильно и сознательно читать дома, привьет интерес к чтению. Вот эти памятки.
       Учись правильно работать с книгой
I. Вырабатывай навыки сознательного, правильного, беглого чтения (60—70 слов в минуту.)
II. Учись читать выразительно. Выразительное чтение делится на два этапа:
1) прочитай    (рассказ,   статью,   стихотворение);
2) разбери  произведение:                                                                                             
а) определи  основную мысль произведения;
б) определи отдельные детали содержания и их смысловое значение;
в) чтение повтори.
III. Умей  установить  последовательность действий в рассказе.
IV.. Внеклассное чтение:  
  а) умей записать данные о книге с титульного листа;
  б) веди дневник прочитанных  книг;  
  в) пользуйся  рекомендательным списком учителя.
     Памятка для родителей
1. Помните: чтение — это окно в мир познания.
Хорошее    чтение    является    залогом успешного обучения  ребенка по всем предметам.
2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.
3. Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
4. Зная  рекомендательный  список литературы, вы   поможете   ребенку   подобрать  нужную  книгу.
5. Начинать чтение книги  нужно  с обложки  и титульного листа.
6. Своя собственная библиотека, пусть небольшая,  дает возможность  обмениваться   книгами  с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.
7. Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.
       Часто на собраниях практикую анкетирование. Родители отвечают на такие, например, вопросы: Где берет книги ребенок? Какую книгу он сейчас читает? Читает ли он ежедневно дома вслух и сколько времени? Как вы помогаете ребенку полюбить книгу?
            С   чем   приходится   часто   встречаться   в школе?  Наблюдая за выполнением домашних заданий, нетрудно заметить, что многие младшие школьники делят задания на главные и второстепенные.  Выполнение упражнений по русскому языку, решение примеров   и   задач   по   математике   они   считают главным и выполняют в первую очередь ежедневно. А остальные — второстепенным. И, к сожалению, многие родители со своей стороны не уделяют внимания проверке письменных работ, чтению рассказа, статьи и т. д. На  родительских  собраниях  и  во  время   консультаций   стараюсь  убедить каждого родителя в том, что громкое чтение, как   и   чтение   про   себя,   должно   войти   в ежедневную  привычку   ребенка.   При   этом особенно   на   первых   ступенях   грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой, ярко   выраженный   интерес   к   содержанию (пусть даже очень маленького по  объему) рассказа, отрывка и т. д. «Очень важно,— призываю я родителей,— быть во время таких  чтений  предельно  сдержанным,  терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку».
        Чтение — это ещё и  важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В. А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
           Помогают и открытые для родителей уроки. Многие остаются, благодарны таким практическим занятиям и нередко признаются в своем неверном подходе, неправильных требованиях к ребенку.
       Подбираю более интересные отрывки из произведений, чтение по ролям и включаю их в праздники для родителей. На  первом родительском собрании  во 2 классе, договариваемся читать вместе с детьми по 3-4 страницы вслух. К концу 2 класса дети читают дополнительно 3-4 страницы самостоятельно. Родители записывают каждый день в дневник, что ребёнок  читал.
         Со школьным библиотекарем обязательно проводим «Книжкину неделю». Каждое посещение библиотеки для ребят – это открытие, радость встречи с доброжелательными людьми и новыми книгами. Мои ученики частые гости городской библиотеки. Рис. 5 Общение детей организуется в ходе викторин, эрудит-шоу, литературных игр, театральных представлений, путешествий, творческих мастерских, литературных праздников, шоу-фестивалей.


Рис. 5 В городской библиотеке

      И последнее на чём я хотела бы остановиться - это работа классного творческого объединения. Занятия проходят после уроков. На них учащиеся подробно знакомятся с различными жанрами, дорабатывают, пишут новые свои произведения (сказки, рассказы, стихи), обучаются  простейшим навыкам поэтического мастерства. Дети находят в интернете или рисуют сами иллюстрации к своим произведениям. В прошлом году мои ученики участвовали в фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио». Рис. 6


Рис. 6  Диплом за участие

       Летом 2010 года центральной библиотекой имени А. С. Пушкина Солнцева Яна была награждена грамотой за активное участие в мероприятиях летних чтений «В поисках Книжной радуги». В этом году первоклассник Иванов Алексей занял 3 место в рамках недели начальной школы в литературном конкурсе в номинации «Лучшее сочинение».  За полгода все мои первоклассники  научились читать.

    Научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её - это долг каждого педагога. Нам нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей, какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. 

Библиографический список

1. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.
2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991.
3. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.
4. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.1973
5. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006
6.Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11 –18
7. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми.-2-е изд., перераб. - М.: Новая школа, 1994.

Категория: Мои статьи | Добавил: Lubov (14.06.2011)
Просмотров: 2646 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergreara  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>механосборочный цех тип сборки</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру

PR-CY.ru
Всероссийские дистанционные викторины от Фактора Роста

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz