Цели урока: воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма,
бережное отношение к ветеранам войны, к пожилым людям;
развивать интерес к родному краю.
Оборудование: рисунки, плакаты, карта Белгородской области,аудиозапись песен, слайд шоу.
Пока сердца наши бьются, И дети наши смеются, Мы будем помнить о тех годах, О солдатах, погибших в боях.
Учитель: - Такою всё дышало тишиной, что вся земля ещё спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! <Слайд1>.
Диктор: - 22 июня 1941 года, в 4 часа утра без объявления войны германская армия напала на нашу Родину и атаковала пограничные части на фронте от Балтийского моря до Чёрного моря. <Слайд2-3>.
- Звучит музыка: «Вставай страна огромная…»
1 ученик. - Впервые же дни наша армия потерпела сокрушительное поражение. Войска отходили на восток, оставляя всё новые и новые территории.
2 ученик. - Положение на фронте становилось всё тревожнее.
3 ученик. - Война…Жестокая война <Слайд4> Не первый месяц длится Жизнь как струна, напряжена, В опасности столица. Всё громче злобный вой ветров, На взрывы дни похожи. А сводки Совинформбюро
Тревожней всё и строже. <Слайд5>
4 ученица. - Наш город Старый Оскол стал перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества.
5 ученик. - Лавиной беженцы шли к Дону, Прикрывшись тенью темноты, И, выйдя к берегу крутому, Вязали наскоро плоты.
6 ученица. - Однажды утром знойным летом С крестами чёрный самолёт, Прорезал небо, луч рассвета Вдруг заметался у ворот И в облаках земли и пыли Исчез, померкнул и погас. Фашисты в первый раз бомбили Мой мирный город в этот час.
7 ученик. - Окружённые советские войска продолжали сопротивление и с боями отступали к Старому Осколу.
8 ученик. - А 3 июня 1942 года в город вошли передовые части противника. А под городом продолжалась героическая борьба воинов 40 и 21 армий.
9 ученик. - В течение недели гремели бои вокруг Старого Оскола. Благодаря этому враг не мог долгое время взять Воронеж и форсировать Дон.
10 ученик. - Большое сражение произошло в Атаманском лесу.
11 ученик. - Лес для фашистских танков стал Неодолимою преградой. Его противник осыпал Дождём осколочных снарядов.
12 ученица. - Я вижу, как сейчас, комбат Гордеев за лесную балку В последний раз ведёт солдат На танки, за собой - в атаку.
13 ученица. - Но многим из окружения вырваться не удалось. На территории нашего края фашисты применили химическое оружие.
14 ученик. - В боях под городом погибли герой гражданской войны полковник П. А. Навроцкий, полковник М. Н. Московцев, комиссар В. Рощупкин, полковник Е. Н. Петров и тысячи других советских солдат и офицеров.
15 ученица. - С 3 июля 1942 года по 5 февраля 1943 года территория города и района находились в зоне оккупации. За эти семь месяцев нашему краю был нанесён большой урон. <Слайд6>
16 ученик. - В городе и районе немцы уничтожили-повесили и расстреляли 334 человека, более 2700 человек было угнано в Германию.
17 ученик. - Освобождение Староосколья началось со второй половины января 1943 года.
18 ученик. - Была спланирована и начала проводиться Воронежско-Касторенская наступательная операция наших войск.
19 ученица. - Непосредственно бои за освобождение Старого Оскола вели части 107 и 340-ой стрелковой дивизии.
20 ученик. - 107-я стрелковая дивизия под командованием полковника Н. Бежко наступала на рубеже Ново-Кладовое-Незнамово.
21 ученик. - А с юго-востока на город одновременно наступала 340-я стрелковая дивизия.
22 ученица. - Особенно сильные бои разгорелись на северных подступах к городу у села Каплино и на канатной фабрике с частями противника, прорвавшимися из окружения.
13 ученица. - Сражались жестоко неправый и правый <Слайд7> Холмы сотрясались, стонали дубравы; И пламя металось от крова до крова, Пригорки сочились слезами и кровью.
14 ученик. - Отдельные группы противника пытались пробиться в город, но наши части их успешно рассеивали и уничтожали.
15 ученица. - Так было в бою, который известен как подвиг 17-и воинов-бронебойщиков, которыми командовал старший лейтенант Плотников и младший лейтенант В. Бондаренко.
6 ученица. - Разъезд. Вдоль соснового леса Стальная прошла магистраль. Две пары прогнутых рельсов Разрезали снежную даль.
19 ученица. - Огромное солнце встало, Умывшись в холодных снегах. По чёрным, обветренным шпалам Развёрнутой цепью шёл враг.
8 ученик. - 13 воинов из 17-и пали смертью храбрых, но не пропустили врага до подхода наших подразделений.
9 ученица. - И там, где отряд сражался, Где плавился лёд и свинец, Во весь рост над полем поднялся Отлитый из бронзы боец. <Слайд8>
3 ученик. - И он нам всем близок и дорог. Семнадцать гвардейцев таких В бою отстояли наш город, Мы помним героев своих.
1 ученик. - Утром 5 февраля 1943 года бойцы 340 и 107-й стрелковой дивизии решительным штурмом овладели городом Старый Оскол.
2 ученик. - Суровой выдалась зима. Скрипучий снег под сапогами. Теплом к себе зовут дома, Грушёвым взваром и похлёбкой.
4 ученица. - Но недосуг чаи гонять, Вслед за машинами с винтовкой Приходится в метель шагать На запад, к зареву пожаров, К свинцовым ливням, к взрывам мин.
- Звучит песня «В землянке».
- На сцене появляются «землянка», «солдаты». На втором куплете выходят девушки. Под звучащую мелодию они с «солдатами» исполняют танец.
20 ученик. - На территории нашего края в тяжёлых боях погибли свыше 6000 воинов, прах которых хранят 30 братских могил. Шесть из них на территории города.
21 ученик. - «Здесь пол-России воевало... Здесь столько наших полегло». От того и стоят на центральных площадях памятники и мемориалы, встречают у околиц и дорог скромные обелиски. <Слайд9>
22 ученица - Поэтому, каждый год, 5 февраля, жители города чтят минутой молчания павших солдат в боях за освобождение Оскола.
7 ученик. - Куда б ни шёл, ни ехал ты, Но здесь остановись. Могиле этой дорогой Всем сердцем поклонись Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр, Учёный иль пастух,- Навек запомни здесь лежит Твой самый лучший друг И для тебя и для меня Он сделал всё, что мог Себя в бою не пожалел, А город наш сберёг. <Слайд10>
4 ученица. - Двенадцать тысяч старооскольцев, из сорока тысяч ушедших на фронт, отдали жизнь за нашу Родину!
- Звучит песня «Шумел сурово Брянский лес».
11 ученик. - Сотни старооскольцев принимали активное участие в партизанском движении.
10 ученик. - Свыше тридцати «сынов-полка» старооскольцев по-своему участвовали в защите и освобождении своей Родины.
16 ученик. - Ветры в холодные трубы трубили, Дождь отбивал барабанную дробь. Ребята – герои в разведку ходили Сквозь чащу лесов и болотную топь.
12 ученица. - А ныне в разведку идут следопыты, Туда, где когда-то ровесники шли...
13 ученица. - Не будут, не будут, не будут забыты Ребята – герои родимой земли.
- Звучит песня «Давным-давно».
14 ученик. - Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте люди никогда Об этом не забудем.
17 ученик. - Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки.
18 ученик. - Не забудем тех героев, Что лежат в земле сырой, Жизнь, отдав на поле боя За народ, за нас с тобою.
19 ученица. - Слава нашим генералам, Слава нашим адмиралам И солдатам рядовым – Пешим, плавающим, конным, Утомлённым, закалённым! Слава павшим и живым От души спасибо им!
4 ученица. - Люди покуда сердца стучатся, Помните! Какой ценой завоёвано счастье, Пожалуйста – помните! Мечту пронесите через года И жизнью наполните! О тех, кто уже не придёт никогда, Заклинаю – помните! <Слайд11>