Цели урока:1.Познакомить детей с тем, как образуются, называются и записываются доли. 2. Научить сравнивать доли. 3. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление детей. 4. Совершенствовать умение решать задачи. 5. Воспитывать у детей интерес к изучаемому предмету.
I Организационный момент - Ребята, недавно мы с вами читали сказку В. Катаева «Цветик – семицветик». Помните её героев? К
магнитной доске прикрепляется лист ватмана, на котором нарисована
девочка Женя с цветиком – семицветиком в руке. Рядом слова, которые
всякий раз повторяла Женя, отрывая очередной лепесток. . Давайте эти слова прочитаем хором. - Я предлагаю вам сегодня на уроке поиграть в игру «Цветик-семицветик».
В сказке девочка Женя, отрывая лепесток, загадывала желание. И оно в
тот же миг сбывалось. У нас тоже есть такой цветок. Давайте посмотрим,
поможет ли нам цветик-семицветик справиться с нашими заданиями на уроке. На доске модель цветка. . - Я читаю слова: Лети, лети, лепесток, Через запад, на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Вы все хором: Лишь коснёшься ты земли, Быть, по-моему, вели! Вели, чтобы мы правильно... -
Один из вас выходит к доске, отрывает лепесток и читает задание на
лепесточке. Мы все его выполняем. Тот, кто первый справится с заданием и
даст правильный ответ, получит лепесток такого же цвета. Выполнив одно
задание, мы переходим к другому. Кто к концу урока соберёт 7 лепестков,
тот сможет прочитать, что написано на этих лепестках. II. Сообщение темы урока. 1. Повторяются слова: Лети, лети, лепесток... Один учащийся отрывает жёлтый лепесток. На нём задание: Решите примеры. Примеры записаны на листах, прикреплённых к доске.
24 : 8 +
30,6 × 8 – 8,54 + 20,42 + 3 × 6 - Тот, кто правильно решит пример, получает лепесток жёлтого цвета и право перевернуть листок. Учащиеся решают примеры, переворачивают листы и на доске получается слово «Доли». - Вы знаете, что такое доли? А хотите узнать? -
Это слово обозначает название темы, которую мы с вами сегодня начинаем
изучать. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с образованием и
названием долей. Научимся их сравнивать. III Устный счёт 1. - Давайте оторвём следующий лепесточек. - Лети, лети, лепесток, Через запад, на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. - Лишь коснёшься ты земли, Быть, по-моему, вели! Вели, чтобы мы правильно... Один из учащихся выходит к доске и отрывает лепесток красного цвета. На лепестке: Угадайте числа. - У меня карточки. Здесь записаны примеры и пропущен один из множителей. Вы должны его угадать. 9 ×=81,4 ×= 32,× 5 = 45,8 ×= 64 6 ×= 42,9 ×= 72,× 4 = 36,9 ×= 63 - Назовите первый множитель, второй и т. д.
Учащиеся получают за правильный ответ лепесток.
2. - Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
- Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Вели, чтобы мы правильно...
Следующий ученик отрывает лепесток синий.
На лепестке написано: Запишите числа, начиная с 5 увеличивая каждое число на 5.
а) Самостоятельная запись чисел. б) Взаимопроверка.
При взаимопроверке за правильное выполнение задания учащийся получает синий лепесток. IV Работа над новым материалом - Задание синего лепестка мы выполнили. Следующий лепесток зелёный. Повторяются слова: Лети, лети, лепесток... Отрывается лепесток и читается задание. На
лепестке написано: Познакомьтесь с тем, как образуются, называются и
записываются доли с. 80. Выполните № 1 под цифрой 2 письменно и №2 с
устным объяснением. - Ребята, если хотите познакомиться с долями и получить лепесток, то послушайте меня. 1.Объяснение нового материала. - Посмотрите внимательно вот целое яблоко. (Учитель разделяет яблоко на две равные части.) - Что я сделала с ним? (Разрезала яблоко на две равные части, или пополам.) - Сколько получилось половинок? (Получилось две половины яблока) - Это целое яблоко, а это половина яблока, иначе говорят одна вторая доля яблока. - Теперь я разделю кусок ленты на 4 равные части. Что я сделала? (Разделила на 4 равные части.) - Каждая полученная часть называется одной четвёртой, так как вся лента разделена на 4 равные части. -
Сейчас мы вместе выполним такую работу. Возьмите круг и разделите его с
помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом
круге? (В целом круге две половины.) . - Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвёртых долей? . - Посмотрите на свои круги и скажите, сколько четвёртых долей в половине круга. - Записывать доли мы будем так 1/2. -
Число, записанное под чертой, обозначает, на сколько равных частей
делили круг; число, записанное над чертой, обозначает, сколько таких
частей взяли. - Обозначьте каждую полученную долю. Учащиеся на раздаточном материале, а учитель на доске обозначают каждую полученную долю. - Посмотрите внимательно на свои круги и на те, что у меня на доске. Проверьте, правильно ли вы обозначили. - Вот у нас 1/2 круга, а вот 1/4 круга. Учитель показывает 1/2 круга и 1/4 круга. - Сравните 1/2 круга и 1/4 круга. Что больше? 2. Закрепление нового материала. 1. а) – Откройте учебник на с. 80. и найдите №1 под цифрой 2. Прочитайте задание. №1 один ученик выполняет у доски, а остальные в тетрадях. б) - Теперь решим №2 устно. Каждый, кто справится с работой, получает лепесток зелёного цвета. 3. Самостоятельная работа. Повторяются слова: Лети, лети, лепесток... Отрывается лепесток оранжевого цвета. На лепестке записано: Самостоятельно решите №3. а) Самостоятельная работа. Учащиеся чертят квадрат и делят его на 9 частей. б) Проверка самостоятельной работы. - Кто догадался, на сколько частей надо разделить квадрат, чтобы можно было показать и одну третью и одну девятую? - Ребята, сравните чертёж свой с чертёжом на доске и исправьте ошибки. На доске примеры выполнения задания. . Лепесток получают учащиеся, которые первыми правильно выполнят задание. V. Физкультминутка. – А сейчас мы все вместе отдохнём и выполним физкультминутку. Отдых наш - физкультминутка. Занимай свои места: Шаг на месте - левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз, два, раз, два! И под ноги не смотрите Раз, два, раз, два! Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите, Раз, два, раз, два! Опустили руки вниз, И на место все садись! VI. Работа над пройденным материалом. 1. Решение задач. - Лети, лети, лепесток... Отрывается лепесток фиолетового цвета. На лепестке записано: Решите задачу. - Вашему организму нужны витамины. А их много в овощах и фруктах, поэтому я предлагаю решить вам задачу о фруктах. В школьный буфет привезли 2 ящика яблок по 9 кг в каждом и 15кг винограда. Сколько всего килограмм фруктов привезли в буфет? -Что привезли в буфет? Сколько привезли яблок? (винограда?) Что мы должны узнать? Посмотрите на краткую запись на доске. - Можем сразу ответить на вопрос задачи? - Почему? - Как узнать, сколько привезли яблок? - А теперь можем найти, сколько всего килограмм фруктов привезли в буфет? - Как это сделать - Запишите решение самостоятельно. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа? На доске появляется решение задачи. 1)
9 ×
2 = 18 (кг) - яблок.
2) 18 + 15 = 33 (кг)
– всего фруктов.
или 9 × 2 + 15 = 33 (кг)
- всего фруктов. Тот, кто правильно решит задачу, получает лепесток фиолетового цвета. 2.Решение примеров. Повторяются слова: Лети, лети, лепесток... Отрывается голубой лепесток. На лепестке записано: Решите примеры №7. - Давайте вспомним правила выполнения действий в выражениях без скобок. а) Самостоятельная работа. - Решите примеры самостоятельно. Учитель в это время работает со слабыми учащимися. б) Проверка самостоятельной работы. Работа проверяется коллективно. - Оцените свою работу и на полях поставьте себе отметку. Поднимите руки у кого 5. Лепесток получают учащиеся, которые первыми правильно выполнят задание. VII. Итог урока. 1.– Вот у нас и закончились волшебные лепесточки. Подходит к концу и наш урок. Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Кто же из вас собрал все волшебные лепестки? - Прочитайте слово, которое написано на лепестках. Так оценил вашу работу цветик-семицветик, а я ставлю вам 5. На лепестках написано белой краской слово молодец. 2.- Дома выполните с. 81 №6 и задание на смекалку. XII. Рефлексия. -
У меня картина с вазой для цветов. У вас у каждого на столе по три
цветочка: жёлтый, красный и голубой. Если вам урок понравился то вы в
вазу «ставите» голубой цветочек, если не очень – жёлтый, а если совсем
не понравился - красный.