ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Математика» предназначена для обучения учащихся 2-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Она разработана по программе Образовательной системы «Школа России», которая имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», авторов М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика. 1 – 4 классы» (2008) Цель курса: Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Задачи курса: 1. Уметь решать математическую задачу (проводить её анализ, находить способ её решения, переводить представленную в тексте ситуацию на язык математической операции, выполнять расчёты, осмысливать результаты решения в соответствии с условиями задачи, давать точный ответ на поставленный вопрос, производить проверку решения изученными способами. 2. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений. 3. Доказывать, опираясь на изученные правила, определения, свойства математических объектов и понятий, приводить примеры. 4. Проводить классификацию математических объектов. 5. Делать простейшие обобщения, опираясь на конкретные факты. 6. Формировать предположения и проверять их. Общеучебные умения и навыки: I. Организация учебного труда. Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе. Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем. II.Работа с книгой и другими источниками информации. Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках. III.Культура устной и письменной речи. Отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи. IV.Мыслительные умения. Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании. Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой. На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх. Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании. В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Данная программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся, так как 2 класс – класс возрастной нормы. На изучение предмета «Математика» отводится 4 часа в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 136.
Требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 класса Обучающиеся должны знать: – названия и последовательность чисел от 1 до 100; – названия компонентов и результатов сложения и вычитания; – правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); – названия и обозначение действий умножения и деления; – таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Обучающиеся должны уметь: – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100; – находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных – письменно; – находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); – решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления; – чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка; – находить длину ломаной, состоящей из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы «Математика» (авторы М.И. Моро, Ю.М. Колягин, М.А. Бантова и др.), обязательного минимума, в соответствии с Базисным учебным планом. Программа рассчитана на 136 часа, 4 часа в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение математики отведено 136 часов, 4 часа в неделю.
Распределение часов в течение учебного года Период обучения Кол-во часов Из них: контрольных работ математических диктантов проверочные работы 1 четверть 37 часов 2 3 1 2 четверть 28 часов 1 3 1 3 четверть 34 часов 1 3 2 4 четверть 37 часа 1 4 2 Итого за год: 136 часов 5 13 6
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам по математике. Числа от 1 до 100. Нумерация. 20 Знать новую счётную единицу – десяток; названия и последовательность чисел от 1 до 100, их десятичный состав; единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр; соотношения между ними; Уметь считать десятками; читать, записывать и сравнивать числа от 1 до 100; чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка; находить длину ломаной, состоящей из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.64 Знать названия компонентов и результатов сложения и вычитания; правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); Уметь находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных – письменно; находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них); решать задачи в 1- 2 действия на сложение и вычитание.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление.44 Знать конкретный смысл умножения и деления; знаки умножения и деления. Уметь решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления.
Итоговое повторение.8 Итого: 136
Календарно-тематический план
1 четверть – 37 часов Числа от 1 до 100. Нумерация – 20 часов Числа от 1 до 20 Числа от 1 до 20. Тест №1 по теме «Табличное сложение и вычитание». Десяток. Счёт десятками до 100 Устная нумерация чисел от 11 до 100 Письменная нумерация чисел до 100 Однозначные и двузначные числа Единицы измерения длины - миллиметр Вводная контрольная работа № 1 Единицы измерения длины - миллиметр Работа над ошибками, допущенными в контрольной. Наименьшее трёхзначное число. Сотня. Математический диктант № 1 Метр. Таблица единиц длины. Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых (32=30+2). Единицы стоимости: рубль, копейка Единицы стоимости: рубль, копейка. Закрепление изученного материала по теме «Нумерация чисел от 1 до 100». Проверочная работа № 2 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100» Закрепление изученного материала по теме «Нумерация чисел от 1 до 100».Работа над ошибками. Закрепление изученного материала по теме «Нумерация чисел от 1 до 100». Закрепление изученного материала по теме «Нумерация чисел от 1 до 100». Математический диктант № 2 Сложение и вычитание 64 часа Обратные задачи Обратные задачи. Сумма и разность отрезков Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. Час. Минута. Определение времени по часам. Длина ломаной Закрепление изученного материала по теме «Решение задач». Тест № 2 по теме «Задача» Порядок действий в выражениях со скобками Числовые выражения Математический диктант № 3 Сравнение числовых выражений Периметр многоугольника Свойства сложения Свойства сложения Контрольная работа № 3 за 1 четверть Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание». Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание». 2 четверть – 28 часов Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания Приёмы вычислений для случаев вида 36+2, 36+20, 60+18 Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20 Математический диктант № 4 Приёмы вычислений для случаев вида 26+4 Приёмы вычислений для случаев 30-7 Приёмы вычислений для случаев вида 60-24 Решение задач на нахождение суммы Решение задач на нахождение слагаемого Приём сложения вида 26+7 Приёмы вычитания вида 35-7 Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания (урок-путешествие по стране «Математика»). Математический диктант № 5 Закрепление изученного по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100». Проверочная работа № 4 по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100» Закрепление изученного по теме: «Устное сложение и вычитание в пределах 100». Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. Буквенные выражения Буквенные выражения Буквенные выражения. Закрепление. Решение уравнений способом подбора. Решение уравнений. Решение уравнений. Проверка сложения. Математический диктант № 6 Проверка вычитания Тест № 3 Закрепление изученного по теме « Уравнение». Контрольная работа № 5 за 1 полугодие Закрепление изученного по теме «Устные приёмы сложения и вычитания». Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Письменный приём сложения вида 45+23 Письменный приём вычитания вида 57-26 Проверка сложения и вычитания. 3 четверть - 34 часа Прямой угол (урок-путешествие в страну Геометрию). Решение задач изученного вида Письменный приём сложения вида 37+48 Математический диктант № 7 Письменный приём сложения вида 37+53 Прямоугольник Письменный приём сложения вида 87+13. Повторение письменных приёмов сложения и вычитания. Письменный приём вычитания вида 40-8 Письменный приём вычитания вида 50-24 Закрепление приёмов вычитания и сложения. Проверочная работа № 6 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания» Письменный приём вычитания вида 52-24. Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе Повторение письменных приёмов сложения и вычитания Решение задач. Математический диктант № 8 Подготовка к умножению. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Подготовка к умножению. Квадрат Решение задач изученного вида. Закрепление пройденного материала по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания». Проверочная работа № 7 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания» Умножение и деление 44 ч Конкретный смысл действия умножения. Работа над ошибками Приёмы умножения, основанные на замене произведения суммой Связь между сложением одинаковых чисел и действием умножения. Задачи на нахождение произведения. Математический диктант № 9 Периметр прямоугольника Приёмы умножения единицы и нуля. Название компонентов и результата умножения. Решение текстовых задач на нахождение произведения арифметическим способом. Переместительное свойство умножения Решение текстовых задач на нахождение произведения арифметическим способом. Тест № 4 Закрепление изученного по теме «Переместительное свойство умножения». Контрольная работа № 8 за 3 четверть Закрепление изученного по теме «Умножение чисел. Название компонентов и результата умножения». Работа над ошибками, допущенными в проверочной Конкретный смысл деления Решение задач на деление по содержанию. Решение задач на деление по содержанию. 4 четверть – 37 часа Деление. Решение задач на деление на равные части. Решение задач на деление на равные части. Математический диктант № 10 Названия компонентов деления Закрепление знаний по теме «Деление» Взаимосвязь между компонентами умножения Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Приёмы умножения и деления на 10 Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. Проверочная работа № 9 по теме «Умножение и деление» Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. Решение текстовых задач изученных видов арифметическим способом. Умножение числа 2 и на 2. Математический диктант № 11 Умножение числа 2 и на 2. Приёмы умножения числа 2. Деление на 2. Деление на 2. Таблица умножения и деления на 2 Умножение числа 3 и на 3. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3. Деление на 3. Решение задач Математический диктант № 12 Закрепление умножения на 2 и на 3 Закрепление умножения на 2 и на 3. Решение задач Проверочная работа 10 «Умножение и деление чисел на 2 и 3»Решение задач на умножение и деление Решение задач на умножение и деление Работа над ошибками. Решение задач на умножение и деление Решение задач на умножение и деление Итоговое повторение 8 часов Нумерация чисел от 1 до 100 Сложение и вычитание в пределах 100 Решение задач. Математический диктант № 14 Контрольная работа № 11 за год Работа над ошибками. Числовые и буквенные выражения. Неравенства. Итоговый тест № 5 Единицы времени, массы. длины Повторение и обобщение